Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
20.11.2000 N 53

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПУНКТЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(в ред. постановлений Минобразования от 09.11.2004 N 65,
от 12.01.2010 N 4)

Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (далее – Положение) разработано в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года “Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 87, 2/1034).

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение регулирует порядок открытия, функционирования и ликвидации пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт).
2. Пункт может открываться в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (далее – учреждения образования), для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В зависимости от характера нарушения развития детей в пункте могут быть сформированы следующие группы для детей:
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
с нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени);
с другими особенностями психофизического развития.
4. Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.
5. Главными задачами пункта являются:
осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;
повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
консультирование педагогических работников учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава 2
ОТКРЫТИЕ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПУНКТА

6. Основанием для открытия или ликвидации пункта является решение местных исполнительных и распорядительных органов, в распоряжении которых находятся учреждения образования, по представлению районного (городского) отдела образования при наличии необходимого контингента детей для формирования не менее 4 групп, квалифицированных специалистов, имеющих высшее дефектологическое образование, необходимой материально-технической базы для проведения коррекционно-педагогической работы.
7. В пункт принимаются дети после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
Дети с артикуляторно-фонетической дислалией обследуются учителем-дефектологом пункта и принимаются в пункт на основании его заключения.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. При комплектовании групп пункта необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения развития и по возможности возраст и класс (группу), в котором учатся (воспитываются) дети.
9. Количество детей с артикуляторно-фонетической дислалией должно составлять не более 20% от количества детей с нарушениями речи, которые одновременно получают коррекционно-педагогическую помощь в пункте.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В пункт в первую очередь принимаются дети, обучающиеся в учреждении образования, открывшем пункт, нарушения психофизического развития которых препятствуют их успешному обучению.
В пункт для проведения коррекционно-развивающих занятий могут зачисляться дети, которые учатся в близлежащих учреждениях образования, и дети, для которых обучение организовано на дому.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Прием детей в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приему согласно приложению 1.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Наполняемость групп детей с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени), с другими особенностями психофизического развития – 5 – 6 человек.
13. Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
14. Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.
15. Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации образовательного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальном классе (группе), классе (группе) интегрированного (совместного) обучения и воспитания).
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В ПУНКТЕ
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)

16. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития.
17. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития (далее – занятия) в основном проводятся в период с 16 сентября по 20 мая.
18. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения:
с группой – от 25 до 45 минут;
с подгруппой – от 20 до 35 минут;
индивидуальных – от 15 до 40 минут.
19. Периодичность посещения занятий детьми – 2 – 4 раза в неделю.
20. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт.
21. В расписании занятий учителя-дефектолога может предусматриваться 1 час в неделю для проведения консультирования законных представителей детей, педагогических работников учреждения образования, на базе которого работает пункт, и детей, не посещающих занятия в пункте.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Содержание занятий с детьми в пункте определяется перспективными планами работы (на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт. Занятия проводятся на том языке, на котором организуется обучение и воспитание в учреждении образования.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В пункте должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также выполняться требования санитарных правил.
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава 4
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПУНКТА. ОБОРУДОВАНИЕ

24. В пункте должна быть следующая документация:
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором государственного ЦКРОиР, и (или) заключение ЦКРОиР;
карты психолого-педагогического обследования ребенка (индивидуальные или общие);
расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт;
перспективные планы работы;
ежедневные рабочие планы;
рабочие тетради учащихся (срок хранения – на протяжении нахождения детей в пункте, но не менее чем один учебный год);
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
список детей, которые исправили нарушения развития, утвержденный директором государственного ЦКРОиР, и (или) заключение ЦКРОиР;
картотека оборудования и наглядных пособий;
журнал учета обследованных детей по форме согласно приложению 2;
журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);
журнал учета проведенных консультаций по форме согласно приложению 3;
анализ работы за учебный год.
Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами.
25. Оборудование пункта осуществляется в соответствии с примерным перечнем оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи согласно приложению 4.

Глава 5
КАДРЫ. РУКОВОДСТВО ПУНКТОМ. ФИНАНСИРОВАНИЕ

26. Коррекционно-развивающую работу с детьми в пункте проводят учителя-дефектологи, имеющие высшее дефектологическое образование и соответствующую квалификацию (учитель-логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель-дефектолог).
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. Учитель-дефектолог:
проводит фронтальное и индивидуальное обследование вновь поступивших в учреждение образования детей с целью выявления у них нарушений развития;
направляет вновь выявленных детей на углубленное психолого-педагогическое обследование с целью уточнения психолого-педагогического диагноза и зачисления их на занятия;
выявляет причины отставания в освоении образовательных программ и определяет оптимальные пути оказания индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи с целью устранения или ослабления имеющихся у детей нарушений развития, препятствующих успешному освоению учебных программ;
организует работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), на развитие коммуникативной деятельности;
осуществляет индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
способствует созданию коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка, что требует координации работы в учреждении образования администрации, педагогических работников (в том числе учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального), законных представителей детей;
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
использует в своей работе коррекционные технологии, разнообразные методы, приемы и средства обучения;
проводит занятия в игровой и занимательной форме;
несет ответственность за правильную организацию и содержание работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей;
участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
проводит работу по пополнению пункта учебной литературой, раздаточными материалами;
осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
консультирует педагогических работников учреждения образования, на базе которого открыт пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в пункте, детей, не зачисленных на занятия в пункте, но нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке;
(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)
соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку;
выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.
28. Учитель-дефектолог повышает свою квалификацию и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников.
29. Непосредственное руководство работой пункта осуществляет руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт.
30. Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт:
осуществляет подбор кадров с учетом предъявляемых к учителю-дефектологу квалификационных требований, определяет их педагогическую нагрузку;
организует связь с государственным ЦКРОиР, другими учреждениями, обеспечивающими получение специального образования;
осуществляет контроль за ходом и результатами коррекционно-развивающей работы;
создает необходимые условия для работы учителей-дефектологов;
организует повышение квалификации учителей-дефектологов;
организует в установленном порядке проведение аттестации;
отвечает за обеспечение пункта необходимым современным оборудованием для организации коррекционно-педагогической работы.
31. Финансирование деятельности пункта проводится за счет средств бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
32. Оплата труда учителей-дефектологов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
33. Количество штатных единиц учителей-дефектологов (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, учитель-дефектолог) определяется руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт, в пределах выделенных средств.

 

 

Приложение 1
к Положению о пункте
коррекционно-педагогической
помощи

ПОКАЗАНИЯ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В ПУНКТ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)


п/п
Группы детей Показания к приему Показания к приему в 
исключительных случаях
1 2 3 4
1 Группы для 
детей с 
нарушениями 
речи
1. Фонетические 
нарушения речи 
(дислалия, дизартрия, 
ринолалия) 
2. Фонетико- 
фонематические 
нарушения речи 
(дислалия, дизартрия, 
ринолалия) 
3. Нерезко выраженное 
общее недоразвитие 
речи 
4. Нарушения чтения и 
письма (дислексия, 
дисграфия), 
обусловленные 
фонетико- 
фонематическим 
недоразвитием речи 
5. Нарушения чтения и 
письма (дислексия, 
дисграфия), 
обусловленные нерезко 
выраженным общим 
недоразвитием речи 
6. Нарушения 
темпоритмической 
стороны речи 
(тахилалия, 
брадилалия, заикание)
1. Алалия 
2. Общее недоразвитие 
речи, осложненное 
дизартрией 
3. Общее недоразвитие 
речи, осложненное 
ринолалией 
4. Общее недоразвитие 
речи 
5. Афазия
2 Группы для 
детей с 
трудностями в 
обучении
Нарушения психического
развития, 
обусловленные 
задержкой или 
расстройством 
психического развития:
1. Смешанное 
расстройство учебных 
навыков (ЗПР 
психогенного 
происхождения) 
2. Другие общие 
расстройства развития 
(ЗПР соматогенного 
происхождения)
Нарушения психического
развития, 
обусловленные 
задержкой или 
расстройством 
психического развития:
1. Расстройство 
развития учебных 
навыков (ЗПР 
конституционального 
происхождения) 
2. Смешанные 
специфические 
расстройства 
психического развития 
(ЗПР церебрально- 
органического 
происхождения) 
3. Детский аутизм по 
типу общего нарушения 
развития
3 Группы для 
детей с 
нарушением 
слуха
1. Потеря слуха в 
пределах 25 – 40 дБ 
(без слухового 
аппарата) 
2. Потеря слуха в 
пределах 41 – 55 дБ, 
хорошо развитая речь
Потеря слуха свыше 55 
дБ, грубое 
недоразвитие речи
4 Группы для детей
с нарушениями 
зрения
Острота зрения от 0,2 
до 0,4 с коррекцией на
лучше видящий глаз
Острота зрения от 0 до
0,2 с коррекцией на 
лучше видящий глаз
5 Группы для 
детей с 
интеллектуальной
недостаточностью
  Интеллектуальная 
недостаточность 
(умственная отсталость
легкой степени)

 

 

Приложение 2
к Положению о пункте
коррекционно-педагогической
помощи

Форма

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ

(в ред. постановления Минобразования от 12.01.2010 N 4)
(см. текст в предыдущей редакции)


п/п
Класс Фамилия,
собст- 
венное 
имя, 
отчество
ребенка
Дата 
обсле- 
дования
Результаты 
психолого- 
педагогического
обследования
Для детей, 
зачисленных на 
занятия в пункте
Примечание
дата 
зачисления
дата 
выпуска
1 2 3 4 5 6 7 8
               

 

 

Приложение 3
к Положению о пункте
коррекционно-педагогической
помощи

Форма

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ПРОВЕДЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ


п/п
Дата проведения 
консультации
Тема С кем проведена 
консультация
Примечание
1 2 3 4 5
         

 

 

Приложение 4
к Положению о пункте
коррекционно-педагогической
помощи

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Общий для всех групп детей:
1.1. классная доска
1.2. шкафы для книг
1.3. стол канцелярский
1.4. стул
1.5. комплект “парта-стул” (6 – 8 шт.)
1.6. компьютеры
1.7. программные компьютерные комплексы (“Видимая речь”, “Коммуникация” и др.)
1.8. видеомагнитофон
1.9. магнитофон
1.10. диктофон
1.11. диапроектор с дистанционным управлением
1.12. графопроектор
1.13. конструкторы
1.14. развивающие и дидактические игры, игрушки
1.15. песочные часы
1.16. секундомер
1.17. метроном
1.18. наборы разноцветных карандашей (фломастеров), 8 шт.
1.19. методические и учебные пособия
1.20. дидактический раздаточный материал
1.21. наглядные пособия для выполнения логических упражнений
1.22. материал для развития восприятия, внимания, памяти и мышления и т.д.
2. Для детей с нарушениями зрения:
2.1. набор луп, телескопических очков
2.2. приборы для исправления косоглазия и развития пространственного зрения
2.3. настольные лампы
2.4. приборы для письма по Брайлю
2.5. приспособления для обучения чтению и письму по Брайлю
3. Для детей с нарушением слуха:
3.1. звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
3.2. настенное зеркало (50 x 100)
3.3. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12)
3.4. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
3.5. наглядный материал по обследованию и развитию речи
4. Для детей с нарушениями речи:
4.1. настенное зеркало (50 x 100)
4.2. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12), 8 шт.
4.3. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции
4.4. наглядный материал по обследованию и развитию речи.